Пандемия ужесточила правила работы на рынке грузовых перевозок: логисты лишились права на простои и задержки. Как рассказал РЖД-ПартнеруМихаил Лядов, руководитель индустрии «Ресурсы и услуги» Atos в России, для этого в сферу логистики внедряют программы для прогнозирования операций по техническому обслуживанию, оценки топливных расходов на транспорт и расчета времени в пути, а также другие современные ИТ-решения.
– Михаил, как пандемия и борьба с коронавирусной инфекцией изменили услуги логистики? – Первое и самое очевидное изменение – стремительный рост числа заказов. Второе – появились новые грузы, например медикаменты. Для их перевозки необходимо соблюдение особого температурного режима. Кроме того, в транспорте не должно быть никаких других грузов, помимо лекарств. Главная цель в транспортировке медикаментов – доставить их в пункт назначения, сохранив первичные характеристики. И это касается не только содержимого – вакцин, всевозможных растворов, но и качества упаковки товара. Также в период локдауна стала востребована транспортировка продуктов питания. Сложность организации цепочки поставок таких грузов заключается в том, что у каждого задействованного в логистическом процессе человека должна быть медицинская книжка. Необходимо следить за товарным соседством и температурным режимом перевозимой продукции.
– И как цифровые решения могут минимизировать простои транспорта? – В логистических цепочках часто бывают проблемы, связанные с неправильными расчетами времени транспорта в пути. Иногда простои бывают из-за того, что не до всех участников процесса транспортировки груза вовремя доходит важная информация об изменениях и непредвиденных обстоятельствах. Информационные технологии позволяют сделать коммуникацию более гибкой, а также сокращают время на подготовку документов. Большой проблемой могут стать частые внеплановые простои транспорта из-за его неисправности. Для применения в этой сфере элементов предиктивной аналитики (для предсказания аварийных остановок) используются искусственный интеллект и машинное обучение. Искусственный интеллект уже активно применяется для повышения точности прогнозирования. Но чтобы оптимизировать расходы в логистических цепочках, необходимо проанализировать уже имеющуюся информацию – о самом заказчике, пункте назначения и остальных точках маршрута, об экономических изменениях. На рынке есть решения для автоматизации и прогнозирования технического обслуживания, оценки топливных расходов на транспорт и расчета времени в пути. Хорошо себя проявляют «пограничные» серверы для высокопроизводительных периферийных вычислений BullSequana Edge, которые обеспечивают эффективное непрерывное обслуживание и сокращают потребление энергии более чем на 20%. Результаты внедрения ИТ в логистику можно рассмотреть на примере сотрудничества Atos и Первой грузовой компании (ПАО «ПГК»). Atos запустил в эксплуатацию программное решение SAP S/4HANA и модуль SAP Transportation Management, адаптированный под деятельность компании. Это позволило автоматизировать ключевые процессы заказчика, перейти на новый уровень управления запасами и сбытом.
– Пока на государственном уровне процесс цифровизации логистических операций не регламентирован… – Верно, однако сейчас можно точно сказать, что после унификации стадий цифровой трансформации интеграция ИТ-решений с цепочками поставок будет заметно ускорена. Сейчас 10–12% ВВП формируется за счет логистики в странах, входящих в Таможенный союз, то есть бюджет пополняется в том числе и за счет логистики. Однако многие компании неспособны самостоятельно, без поддержки государства внедрять информационные технологии и модернизировать оборудование. Здесь государство может оказать воздействие, устанавливая единые показатели стоимости на все операции и тарифы. Регламентированные процессы в законодательстве обеспечивают оптимизацию, интеграцию и синхронизацию всех процессов. Если говорить о юридическом регламентировании, то сфера логистики регулируется следующими общими законами: «О лицензировании», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об информатизации».